Статьи и Публикации | Май 10, 2005,12:26
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования
Кафедра теории и методики гуманитарного образования
Архитектурный облик Охты.
Учитель истории и культуры Санкт Петербурга
Сердюк Ольга Леонидовна
2 0 0 4
Оглавление:
1.Введение.
Формирование активного познавательного интереса к истории и культуре нашего города в процессе изучения архитектурных памятников Охты школьниками, имеющими зрительную депривацию.
2.Основная часть:
2.1 Формирование архитектурного облика Охты.
2.2. Классицизм на Охте.
2.3.Адреса модерна на Охте.
3.Методическая часть.
3.1Экскурсия по Малой Охте на тему: «Пушки крепости Ниеншанц».
4.Заключение.
5.Список литературы.
1. Развитие современного образования связано с изменением внутренней логики образовательного процесса, с выдвижением новых приоритетов его развития. Сегодня уже недостаточно только организовать процесс передачи информации от учителя к ученику, необходимо создать условия, способствующие успешному функционированию человека в обществе. Современный мир нуждается в личности творчески активной, познающей действительность, мыслящей самостоятельно.
Школа обладает достаточным потенциалом для решения этой задачи в полной мере, поэтому границы образовательного пространства стремительно расширяются, оно включает в себя те социально-культурные институты, которые ранее не рассматривались как полноправные участники образовательного процесса – семья, музей, библиотека, архив, театр, церковь и наконец город как совокупность всех слагающих его факторов.
Такой подход к образовательному пространству открывает новые пути, способствующие развитию личности человека, его бесконечному образовательному странствию, предполагающему общение с прошлым и настоящим, овладение «багажом» культуры.
Потребность в путешествии принадлежит к неотъемлемым человеческим устремлениям. Это способ не только расширит кругозор, но и форма внешкольного образования. Путешествия, прогулки и экскурсии, предпринятые с образовательной целью и правильно организованные, позволяют «слиться с миром» (И.М.Гревс), взаимодействовать с ним, и в то же время дают возможность отчетливо представить культуру не как набор отвлеченных школьных дисциплин, а как фактор человеческой цивилизации,
связывающий прошлое, настоящее и будущее.
Педагогический потенциал «образовательного путешествия» в полной мере вписывается в развитие современного образования. Термин «образовательное путешествие» стал активно употребляться в педагогической литературе в конце 19 начале 20 века. «Образовательное путешествие» как модель работает, развивает и совершенствует универсальные способы познания действительности, осуществляет единство визуального, материального и эмоционального ценностного восприятия.
Особая роль отводится зрительному восприятию, в основе которого лежит визуальная грамотность. Мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок «смотрит» и не «видит» демонстрируемых ему объектов, не в состоянии их описать, вспомнить детали, выделить характерные элементы, сделать какие-либо выводы. Городское пространство представляет уникальную возможность развития навыков визуальной грамотности, позволяя вступать в непосредственное соприкосновение с различными памятниками культуры.
Образовательные путешествия позволяют проводить постоянный тренинг визуальной грамотности, чтобы решать задачи, поставленные педагогом, необходимо не только видеть объект, но и внимательно рассматривать его. Способность ребенка не только «смотреть» но и «видеть», «читать окружающее» (П.П.Анциферов), дает шанс преодолеть «книжность» культуры, связать школу с жизнью, обратив внимание на окружающий мир.
Эмоциональное напряжение, которое переживают участники образовательного путешествия, сопровождается подъемом духа, обострением чувств личности, когда она воспринимает все виденное особенно ярко и сильно. Эмоциональная окрашенность придает добытым сведениям глубину и значимость. Рождение этих, глубоко личностных впечатлений И.М.Гревс связывает с феноменом, который называет «психология путешественности». Под этим он понимает свободу от повседневности с её привычным восприятием объектов, новизну обстановки, мест, что влияет на психические переживания, индивидуальность восприятия, что в свою очередь порождает богатые личностные реакции, развивает воображение, дарит ни с чем не сравнимую радость открытия.
Образовательные путешествия, экскурсии, прогулки должны непременно сопровождаться сопереживанием и перевоплощением, позволяющим оживить книжные схемы и понятия. Сделать их близкими и ощущаемыми. Это особенно важно для детей с различной степенью зрительной депривации.
Расширяя образовательное пространство за счет вовлечения в образовательный процесс природной и культурной среды, можно сказать, что нет неинтересных объектов для исследовательской активности. Для того, чтобы получить целостное представление об окружающем мире, можно использовать для исследования практически любые его объекты. Такими объектами можно с полной уверенностью считать и архитектурные памятники Охты.
2.1
Каждая историческая эпоха обладает своим стилем, выраженным в произведениях искусства. Архитектура – ярчайшее свидетельство мировоззрения своего времени, сплав искусства, науки и техники. Она, быть может, более других явлений говорит о человеке и человечестве. Во все времена Петербург славился своей архитектурой, он и сегодня считается одним из красивейших городов Европы.
В России классицизм пришел на смену барокко в 60-е годы 18 века.
В эволюции классицизма можно выделить три этапа: ранний, с 1760 года по 1780 годы, строгий, с 1780 по 1800 годы, и высокий классицизм с 1800 по 1840 годы. В раннем классицизме ещё сохраняются черты барокко, в дальнейшем стиль обретает творческую бескомпромиссность.
С 30-х годов 19 века классицизм постепенно утрачивал свои ведущие позиции и осуществлялся переход к эклектике, смешению различных архитектурных стилей – готики, барокко и т.д. в фасадах и интерьерах зданий.
К самым ранним памятникам архитектуры классицизма на территории Охты относятся усадьбы «Уткина дача» и «Жерновка», построенные в 1790-х годах. «Уткина дача» (названная так по фамилии последующих владельцев) была построена для А.А.Полторацкой, предположительно архитектором Н.А.Львовым, её дальним родственником. Именно благодаря его стараниям был заключен брак между дочерью Полторацкой Елизаветой и директором Публичной библиотеки А.Н.Олениным. Дача находится при впадении реки Оккервиль в реку Охту. Главное здание состоит из круглой ротонды, увенчанной куполом, и расходящимися под прямым углом корпусами вдоль рек Оккервиль и Охта. На самом углу, в глубине массива здания, расположен круглый в плане зал, имеющий выход в лоджию. Колоннада лоджии решена в дорическом ордере. Стены ротонды подняты выше главного карниза здания. Благодаря высокому подвальному этажу эффективно разработан вход в ротонду. Высокое крыльцо с полукруглыми ступенями ведет на площадку перед лоджией, огражденную балюстрадой.
База и капители колонн, как и балконные кронштейны, отлиты из чугуна.
Стены главного фасада гладкие, над окнами первого этажа прямые сандрики на кронштейнах. До недавнего времени в здании сохранялись росписи стен и лепные карнизы. Сегодня лишь в круглом зале сохранился лепной карниз и декоративная роспись. Широкий живописный пояс с небольшими панно мифологического содержания обрамляет плафон. Завершает постройку дугообразный двухэтажный служебный корпус, который заканчивается двумя павильонами, имеющими круглые помещения с нишами, фасад служебного корпуса декорирован широко расставленными дорическими колоннами. Фасады симметричных павильонов декорированы такими же колоннами, сближенными попарно. Они несут дорический антаблемент с триглифами и ступенчатый аттик в центре фасада.
В центре между служебными и главными корпусами находился фонтан. Остатки его существуют и поныне. Некогда здесь был прекрасный парк, о нем свидетельствуют немногочисленные деревья и кустарники.
По свидетельствам старожилов, парк простирался на противоположный берег реки, Размеры его были столь велики, что хозяева и гости могли совершать прогулки верхом на лошадях.
Существуют различные догадки об авторе здания. По одной из них это Н.А.Львов – поэт, музыкант, архитектор, график, член Российской Академии наук и почетный член Академии художеств.
В пользу того, что именно Львов был архитектором мызы Оккервиль, говорит то, что он являлся родственником Полторацких. Именно благодаря его хлопотам был заключен брак Е.М.Полторацкой и А.Н.Оленина. А.А Полторацкая приобрела мызу в конце 18 века в период творческой активности Львова. Все строения Львова отличаются строгими формами, тщательной продуманностью пропорций, сооружения находятся в гармонии с окружающей средой. В творчестве архитектора зачастую наблюдаются купольные здания с малочисленными декоративными деталями, что свойственно классицизму второй половины 18 века. Львов избегал излишеств и придерживался принципа, согласно которому «украшение лишь то у места, которое вид надобности имеет». Всем этим характеристикам отвечает и «Уткина дача».
При впадении реки Жерновки в Охту сохранились остатки загородной дачи Донаурова (Безобразова), которую из-за её расположения называют Жерновка. В ансамбль этой дачи входили каменный дворец, пейзажный парк, каменные ворота, павильон-пристань на реке. Сейчас от ансамбля осталось только одно строение – бывшая Загородная усадьба. Дача, какой мы её сейчас видим, это здание, состоящее из двухэтажного корпуса, к которому примыкают две одноэтажные галереи, соединяющие центральную часть с боковыми флигелям. Галереи завершаются павильончиками с круглыми башенками.
Главный корпус о стороны бывшего парка и пруда украшают арки венецианских окон с дорическим полуколоннами и монументальный портик из четырех колонн дорического ордера. Четыре ступеньки ведут к высоким узким дверям.
Большой дом построен на левом крутом берегу Охты почти перпендикулярно к реке и обращен своей длинной стороной на юго-восток и северо-запад – так, что из жилых комнат открывается вид на реку и на Екатерининский мост.
Парадным фасадом главная усадьба была обращена к небольшому английскому парку, ограниченному с запада течением Охты. Отсюда открывается прекрасный вид на Неву и Смольный монастырь. Буквально в двух шагах от стены дома был устроен пруд, с мостом и островом, на котором была выстроена беседка в виде гриба. Другая аллея вдоль берега Охты приводила к небольшой каменной постройке, - её называли «павильон-пристань», но вернее было бы сказать, что это павильон «бель-вю» (милый взору), так как из него действительно открывался прекрасный вид на реку.
В эпоху расцвета усадьбы около сада и в саду был целый ряд господских строений. Прекрасный каменный двухэтажный дом у реки, где устроена пристань, при доме деревянные строения с кухней, прачечной, погребом и ледником. Большой деревянный одноэтажный дом, ещё дом, наполовину каменный, наполовину деревянный, из трех комнат, громадный деревянный дом с сараем, конюшней и ледником, дом садовника, три каменных оранжереи, каменная рига, хлебный магазин, крытый черепицей, бани, большой деревянный дом для управляющего и еще целый ряд хозяйственных построек: конюшни, амбары, кладовые. Один этот перечень показывает, как богата была усадьба.
Из записи в межевой книге мы узнаем, что в 1786 году Жерновка с деревней Малиновкой, с её пашенными землями, сенными покосами, лесными и прочими угодьями принадлежала надворному советнику Михаилу Ивановичу Донаурову. Известно, что предыдущй владелец усадьбы, А.К.Нартов умер в 1756 году, а его сыновья сразу же после его смерти собирались продать дачу, Что происходило с усадьбой в эти 30 лет – пока загадка.
М.И.Донауров и построил тут усадьбу. М.И.Донауров, который еще в бытность Павла 1 цесаревичем, был его секретарем и библиотекарем, а, при вступлении его на престол стал управляющим кабинетом Его императорского величества. Позже это поместье перешло во владение нарвского 1-й гильдии купца Севастьяна Крамера.
В 1838 году уже и Крамер продает имение, называвшееся тогда Гавриловкой со всем инвентарем, крестьянами, людьми при доме и мебелью из красного дерева. Его покупает Екатерина Александрова Сухозанет – урожденная княжна Белоселькая-Белозерская, родная сестра княгини Зинаиды Волконской, жена генерала Ивана Онуфриевича Сухозанета.
Имение тогда находилось в полном расцвете, оно было богато отделано, его деревянные и каменные строения, службы, хозяйственные постройки, три оранжереи и вишневый сад содержались в образцовом порядке.
Вероятно, в те годы название имения и сменилось на Екатерининское, по имени владелицы. За какую сумму была продана усадьба, сведений не найдено, Не совсем понятно, почему Крамер, уже не просто купец 1-й гильдии, а австрийский консул в России, продавший усадьбу в марте, уже в апреле того же 1838 года нанимает этот дом за 1000 рублей.
В 1853 году управление имением переходит к зятю Е. Сухозанет – Николаю Александровичу Безобразову, женившемуся в 1844 году на её дочери Анне Ивановне. Последними владельцами поместья были потомки этой четы, и по их фамилии дача получила свое название. Последние 12 лет жизни, начиная с 1855 года, Н.А.Безобразов состоял предводителем дворянства Петербургского уезда. Умер он скоропостижно 15 октября 1867 года и был похоронен в Александро-Невской лавре.
После смерти Н.А.Безобразова усадьба перешла в руки его вдовы. В эти годы, конец 60-х начало 70-х, жизнь поместья заметно оживилась. Построен новый дом в два этажа с мезонином, чинятся беседки, двери, крыши, и даже заново делается обивка мебели. Многие строения, пришедшие в ветхость, разбираются.
Сами владельцы, по-видимому нечасто посещали Жерновку, предпочитая Царское село, куда под конец была свезена и часть обстановки большого дома. Огороды и оранжереи, как и само имение, постоянно сдаются в аренду, для арендаторов строится новый деревянный дом.
Наконец, имение за долги было взято по опеку дворянским банком. В царствование Николая П усадьба сделалась местом для опытов и испытаний всевозможных артиллерийских изобретений генерала Безобразова – одного из сыновей Николая Александровича, и продукции Охтинского Порохового завода. Для этих целей возле дачи был оборудован специальный полигон. А во время 1-й мировой войны в самом дворце, в прачечном флигеле, была устроена фабрика по производству ракет.
Дом постепенно приходил в упадок, парк редел от постоянных вырубок. Революция застала усадьбу в запустении.
Кто же является архитектором охтинской усадьбы? С полной уверенность этого мы сказать не можем, но, скорее всего автором господской усадьбы и других строении, например, каменных ворот при въезде в парк и павильона-пристани можно считать Джакомо Кваренги.
Что же указывает нам на него, как на автора усадебного ансамбля Жерновки? Архитектор В.Пилявский, собирая материал для монографии «Джакомо Кваренги», выявил в музее Сфорцеско в Милане чертеж архитектора с изображением фасада усадебного дама. Это был один из эскизов жерновского дворца с башенками на углах.
Причастность Кваренги к усадьбе Донаурова известна также благодаря наличию в Эрмитаже его собственноручного проекта павильона-пристани. В. Пилявским в итальянских хранилищах найдены еще два варианта проектов пристани. Сопоставив все три варианта, мы можем увидеть, как архитектор шел к созданию наиболее ясной и точной композиции. Впрочем, непосредственный надзор за возведением ансамбля мог быть поручен другому зодчему. Им вполне мог бы оказаться Ю.М.Фельтен, чей почерк можно узнать во многих деталях архитектурного оформления дома и его парадных помещений.
Осенью 1922 года Общество изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей была поднята тревога по поводу гибели усадебного ансамбля. Был назначен смотритель, перестланы полы, вставлены в галерею свыше 350 стекол и т.д.
Сам дом и парк были переданы в пользование рабочим организациям двух ближайших заводов, устроивших там клуб со сценой. Здесь ставились любительские спектакли, устраивались гуляния детей.
В 1928 году здесь помещался коровник и ветеринарный лазарет скотоводческой фермы.
В 1930-1950 гг. галереи между главным и боковыми корпусами были надстроены вторым этажом. Один из двух павильонов, увенчанных круглыми башенками, был сломан, а другой включен в массив большого двухэтажного дома, построенного на месте одной из оранжерей. В результате перестроек первоначальная композиция оказалась нарушенной.
Переделкам подверглись и интерьеры дома. В это время усадьба была приспособлена под общежитие Охтинского лесозавода, были уничтожены павильон-пристань и каменные ворота.
В 1950-1952 гг. были отреставрированы скульптурные медальоны в главном зале и роспись плафонов зала и спальни.
В 1973 году здание было передано ленинградскому филиалу специального производственно-технического бюро Оргпромтвердосплав. В 1975 году снесли пристроенную часть здания и заложили фундамент под утраченные части постройки. Реставрировали и интерьер дачи. В работе участвовало объединение «Росреставратор», Все детали восстанавливались по рисункам архитектора О.В.Шамраева. Сейчас здание снова находится в плачевном состоянии, на месте бывшего парка – пустырь, дом имеет заброшенный вид. Из всех комнат усадьбы сохранились, точнее, были отреставрированы только спальня и зал.
Дача Безобразова – одно из немногих строений которые радуют глаз и оживляют панораму Охты. Хотелось бы надеяться, что чудесный парковый ансамбль и само здание усадьбы все же будут восстановлены.
Какие образы связаны у петербуржцев с микрорайоном Ржевка-Пороховые? Однотипные, унылые здания, чахлые деревца на неухоженных газонах, мутная Охта. Никому теперь не приходит в голову назвать берега этой когда-то прозрачной речки уголком святой Руси. А ведь еще в начале 20 века по праздникам колокольный звон проплывал над куполами множества церквушек и часовен, а богомольные горожане спешили сюда, на окраину в храм Илии Пророка, чтобы помолиться. Несколько лет тому назад все это казалось давно забытым. Но теперь храм вновь открыт для прихожан.
В 1781 году на Охтенском Пороховом заводе приступили к
сооружению новой церкви Св.Илии Пророка. Чертежи постройки не сохранились, предполагают, что это И.Е. Старов. Построенная в 1785 году церковь представляет собой ротонду с куполом с 2-светным залом внутри.
Такие ротонды очень характерны для старовских храмов. В 1805 году мастер архитектуры эпохи классицизма Ф.И.Демерцов вместо деревянной колокольни выстроил рядом с церковью Св.Илии каменную церковь с колокольней и соединил оба храма в единый архитектурный ансамбль.
Собственно о возникновении церкви сведений очень мало. Но в заступничестве Илии Пророка столица убедилась быстро. Лето 1730 года выдалось в Петербурге ужасно сухим и жарким. Горели все окрестные леса. Город был наполнен дымом и запахом гари. Тогда в Ильинскую пятницу – последняя пятница перед Ильиным днем – был совершен крестный ход из Казанского собора на Пороховые с совершением молебна святому Илие. После этого пошли дожди, и деревянный Петербург был спасен от полного уничтожения огнем. Елизавета Петровна была так потрясена этим событием, что, став императрицей, повелела ежегодно повторять этот ход.
Прошло еще несколько лет. Церковь обветшала, полы сгнили,
паперть развалилась, крыша стала протекать. В мае 1742 года на имя начальника заводов капитана Гулидова был дан указ – ветхую Ильинскую церковь разобрать и вновь на том месте деревянную церковь построить. Из казны на строительство церкви было отпущено 649 рублей, с тем, чтобы эти деньги были возвращены с помощью специально установленного сбора.
Церковь была построена по проекту Якоба Шумахера на месте старой, которую разобрали. Шпиль новой церкви был обит белым железом. 18 июля 1843 года церковь была освещена. О ее внутреннем убранстве известно немного. Художник Иван Поспелов писал для церкви иконы. Среди них – «Тайная вечеря», 6 праздничных, 6 для царских врат и 4 местные. За работу художнику было заплачено 108 рублей.
В наши дни часто говорят о безнравственности, о неуважении к святыням, но, оказывается, что это болезни не только нашей эпохи.
В 1747 году из церкви была совершена кража различных священных предметов. Вследствие этого около полугода службы в ней не проводились.
Со временем и эта церковь пришла в негодность. Плитный фундамент, обветшав, опустился в землю. Стены во многих местах прогнили. Купол колокольни качался и грозил вот-вот рухнуть. Обо всем этом в декабре 1780 года написал в Синод начальник пороховых заводов Карл Гакс.
Через месяц было получено разрешение Синода на строительство и сбор денег с населения в пределах Петербургской епархии сроком на 2 года.
Но к осени 1781 года денег было собрано очень мало, и Гакс добивается выделения средств на строительство из казны. Шумахеровскую церковь разобрали, а к апрелю 1784 года купол и крыша новой уже были покрыты железными листами и покрашены медянкой – зеленовато-голубой краской, стены были оштукатурены, а в окна вставлены двойные рамы. Этот, уже третий храм Илии Пророка и дошел до наши дней, хотя и со значительными перестройками.
Прихожанами церкви были офицеры и чиновники Охтинского
порохового завода, рабочие, охтинские поселяне и крестьяне соседних
деревень. Приход составлял примерно 2500 человек, из них 1000 работали на
заводе.
В 1937 году храм Илии Пророка был закрыт, и до 1940 года
территория возле церкви была местом отдыха жителей ближайших
кварталов. Здесь находились аттракционы, летняя эстрада. В годы Великой
Отечественной войны все это было уничтожено. Сильно пострадало от
обстрелов и здание церкви. В 1974 году произошел сильный пожар, почти
полностью разрушивший храм. Сгорел купол, живописный плафон 18 века,
перекрытия, вся внутренняя и наружная отделка. От пожара частично
пострадали даже стены. С 1983 года здание реставрировалось, а в 1988 году
было передано Русской Православной Церкви
2 августа 1989 года был освящен престол главного храма во имя
Илии Пророка. Как и в прежние годы, по праздникам и воскресным дням
церковь вновь полна верующих...
История открытия полюстровских источников относится к началу 18 века, к временам царствования Петра 1.
В 1717 году Петр 1 вернулся из путешествия по Европе. Между другими делами он с успехом лечился на знаменитых водах Спа (Бельгия). Едва прибыв домой неутомимый преобразователь велел своим медикам немедленно отыскать в России такие же ключевые воды и лечить ими людей.
Историки спорят, кто из двух царских медиков открыл родник – шотландец Роберт Эрскин или русский немец Лаврентий Блюментрост.
В 1717 году обоих ученых мужей Петр 1 отправил в Олонец исследовать целебные тамошние воды. Эрскину не повезло – он а Олонце и умер.В Петербург вернулся один Блюментрост.Известно, что тогда он и узнал, что жители казачьей слободы пьют воду, бъющую из ключей в районе деревни Полюстрово. О воде с сильным железистым вкусом доложили царю. Он пожелел на себе испытать целебную силу. Зимой 1719 года со всем свом двором Петр 1 лечился здесь и признал ее не хуже бельгийской. Так бвло положено начало знаменитым Полюстровским источникам. Название «полюстровские» происходит от латинского «полюстер», что означает «болотистый», оно и сохранилось до наших дней.
В конце 60-х годов 18 века канцелярия от строений предложила желающим купить участок . Долго не было охотников. Затем на него обратил внимание действительный тайный советник Григорий Николаевич Теплов.По его просьбе в 1770году ему был пожалован этот участок. Появилась мыза Полюстрово, построен каменный дом, устраивается большое садоводство.
После смерти Г.Н.Теплова сын его продает мызу за 22500 рублей другой знаменитости екатерининской эпохи – А.А.Безбородко. Тот устраивает здесь свою летнюю резиденцию, для перестройки дома приглашает знаменитого архитектора Д.Кваренги. На Полюстровскй
Набережной (ныне Свердловская) появляется ограда со львами, на набережной вдоль фасада дома устраивается широкий гранитный парапет с большой пристанью, в саду были выкопаны огромные пруды.
Здесь Безбородко не раз встречал императрицу Екатерину П, здесь проходили пиры, о которых говорил весь Петербург. А.А.Безбородко умер бездетным. Его имение перешло к родственникам, присоединившим по величайшему повелению Екатерины П к своей фамилии Кушелевы фамилию Безбородко.
В 1816 году владельцем имения становится сын племянницы А.А.Безбородко – Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко. С этого времени Полюстрово пользуетя наибольшей известностью так как становится модным курортом. Пруд с минеральной водой, тенистый парк, на аллеях которого тенистые беседки и мраморные статуи, лечебница с ванными, обширный танцевальный зал, построенный по проекту архитектора Д.Кваренги. Из фонтанчиков можно было за 1 копейку выпить стакан полюстровскй воды. Здесь не только лечились, но и развлекались – устраивали гулянья, давали балы и концерты. На даче Кушелева-Безбородко охотно гостили актеры Александринского театра, здесь жил художник К.Брюллов, композитор М.Глинка.
В конце 1870 года случайный пожар уничтожил все постройки курорта и их не возобновляли. Осталось только здание дачи Кушелева-Безбородко, его мы можем видеть и сейчас
2.3
На исходе 19 века в русской культуре наметился поворот к направлению, получившему название «новый стиль» или модерн. Новый стиль выразил тоску по прошлому, по первозданной природе по прихотливым изгибам виноградной лозы, цветочного стебля, по шершавой поверхности сосновой шишки, словом, по ассиметрии, утраченной в индустриальную эпоху.
Архитекторы, работавшие в этом стиле многое взяли у природы. Кто не испытывал волнения при виде сухих цветов или листьев, долго пролежавших между страницами книги? Кажется, что эти поблекшие стебли и лепестки, причудливо переплетенные , утратившие былое очертание, живут своей особой жизнью в двухмерном пространстве. Если соотнести этот образ с фасадом и внутренним пространством здания, пред нами предстанет излюбленный декор стиля модерн.
В декоративных деталях, используемых в архитектуре, всегда присутствовали растительные мотивы. Например, в классической архитектуре встречаются листья аканта. Но «флорализм» в творчестве художников конца 19 века отличается от натуралистического изображения цветов и растений в эпоху Ренессанса. Нарочная стилизация с изменением пропорций и геометризация декоративные мотивов вела их к метаморфозе.
Художники модерна достигли удивительных графических эффектов, благодаря динамике форм, которые, казалось, вот-вот оживут. Они сумели увидеть в живой природе архитектурные формы, позаимствовать у нее элементы декора и воспроизвести их в гипсе, камне, металле.
Излюбленными деталями зданий были окна и двери в виде буквы «омега», которая напоминала улыбку, из-за чего архитектуру этого стиля прозвали «улыбающейся».
Причудливые форма фантастических растений оформили интерьеры зданий, лестницы, светильники. Окна залов, кабинетов и обычных лестничных площадок украшались цветными витражами. Извивающиеся линии, их прихотливые переплетения, стали отличительной чертой стиля модерн.
Между тем, при всей изощренности, даже некоторой манерности декоративных форм модерна, они внешним выражением более глубоких процессов. Это было стремление к возрождению пластичности архитектуры, отход от традиционных композиционных схем. Архитектуре сообщался более естественный, свободный характер, роднящий его с природными формами и в то же время основанный на последних завоеваниях строительной техники. При этом изощренность декоративных приемов в архитектуре, демонстрировала виртуозное владение материалами, умение придать им любую произвольную форму.
Отсюда текучие металлические кровли и козырьки, искривленный рисунок деревянных рам, выпуклые стекла. Иррациональность форм модерна проистекала еще из утопического желания примирить массовое машинное производство с индивидуальной художественной формой.
В модерне зазвучали растительные мотивы. Природа вошла в городское пространство луговыми и болотными цветами, причудливым изгибом лилий, кувшинками, хвощами, терновником, жимолостью. Удлинялись пропорции зданий, вытягивались окна, переплетаясь, вытянулись вверх струны оград.
И теперь еще, если войти в дома, построенные мастерами петербургского модерна архитекторами: Лидвалем, Бубырем, Хреновым, охватывает странное чувство струящегося пространства. Вода перетекает в растения, растения в лебедей или змей, Все движется, длится.
Универсальная эстетика модерна проявилась в его интернациональности. Он пускал корни повсеместно, впитывая национальные, местные традиции.
В России это по врме6ни совпало с увлечением архаическим искусством Севера, с возобновлением фольклорных традиций.
В Петербурге расцвел «северный модерн», родственный в трактовке скандинавско - финскому романтизму. Именно модерн напомнил о балтийском происхождении Петербурга. Естественные материалы – камень, дерево – подчеркивали местные традиции и колорит.
Ведущим архитектором «северного модерна» в российской столице был Федор Лидваль, петербуржец по рождению, швед по национальности,и просто талантливый архитектор.
Архитекторы модерна – блестящие планировщики, подавляющее большинство квартир и зданий были хорошо освещены и проветриваемы. Теоретики модерна развивали идею дома, как единого произведения искусства, где «вещь» теряет свою особенность и мыслится как компонент единой системы, приобретает некую самостоятельную духовность. Второй, нефункциональный смысл.
Целостная предметная среда модерна рождается сразу, а не постепенно нарастая. Мебель, отделка стен, оформление окон, светильники утварь, ткани, и даже дверные ручки - все находится в стилевом единстве с внутренним пространством здания и самим зданием.
В конце 19 – начале 20 века началась интенсивная каменная застройка Охты. Появились несколько домов в стиле модерн. Дом 7 по улице Молдагуловой был построен в начале 20 века на деньги военного откупщика. В нем находился приют на 150 детей. Уже давно дом на реставрации и неизвестно, когда будут закончены работы. Дом сильно поврежден, но признаки модерна можно увидеть сразу: угловой эркер, богатый орнамент, цветочные вазы, цветы, дубовые ветки, разная форма окон, решетки балконов с растительными мотивами.
Проходя по Большой Пороховской улице, любой прохожий не может не обратить внимание на своеобразную архитектуру трехэтажного особняка и большого пятиэтажного дома, пристроенного к нему вплотную.
Это дома 16 и 18 на углу Большой Пороховской и Среднеохтинского проспекта. Особенно привлекает внимание дом под шатровой крышей с флюгером. Что дом старинный видно сразу – на жестяной крыше отлито из чугуна факсимиле владельца – «П.И.» и год постройки – «1901».
20 января 1895 года крестьянин Санкт-Петербургской губернии, Гдовского уезда, Ставропольской волости деревни Освищ Павел Иванович Иванов приобрел уголок земли с каменными и деревянными домами и всеми при них строениями по адресу: Пороховская улица дом 30 у вдовы титулярного советника Александры Васильевны Александровой.
Бывший крестьянин стал заниматься торговыми делами, которые шли довольно успешно, и через шесть лет он уже смог утвердить проект постройки трехэтажного каменного дома. Надо полагать, что в том же 1901 году началось строительство этого дома, о чем свидетельствует дата на крыше.
Дом представляет собой желтое трехэтажное здание с ажурным металлическим гребнем над шатровой крышей. На втором и третьем этажах с левой стороны от центрального входа, имеет ажурную решетку балконов. На первом этаже размещались кухня и помещение для прислуги. На втором и третьем этаже размещались комнаты для хозяина и членов его семьи. Дом полностью отражал все требования, предъявляемые к постройкам стиля модерн.
Первое, что сразу же бросается в глаза, это очень высокие потолки и вытянутые вверх оконные и дверные проемы. Во всех помещениях дома приятно находиться, так как там всегда светло. Парадная лестница сделана из местного камня диабаза, отличающегося особой прочностью. Решетка перил имеет узор с растительными мотивами и выполнена из чугуна. Роскошная лестница придает дому парадный вид. Такие же решетки украшают и балконы фасада дома.
На втором этаже до сегодняшних дней сохранились три камина. Два из них выполнены из белой керамической плитки с золотым орнаментом повышенной прочности. Третий – камин «Павлин» - выполнен из зеленых керамических плиток по индивидуальному заказу. Камин придает помещению особую торжественность и строгость, несмотря на обилие ярких красок и величавую пышность. Не случайно для этого камина выбрана северная сторона здания.
Современники вспоминали, что за свой высокомерный нрав и любовь к красивым вещам, Павел Иванович имел среди своих друзей прозвище «Павлин». Именно поэтому выбрана эта птица для украшения одной из главных комнат особняка.
В дальнейшем перспективный и предприимчивый купец Павел Иванович Иванов приобретает земли, находящиеся радом с домом. 27 августа 1901 года он совершил купчую крепость, по которой охтинский мещанин Николай Николаевич Игнатьев продал ему участок земли по адресу – Пороховская улица дом 28. А 7 ноября 1901 года он купил участок земли по адресу – Пороховская улица дом 26. Построив особняк для своей семьи, Павел Иванович Иванов на приобретенных им землях пристроил вплотную к особняку пятиэтажный каменный доходный дом.
Доходный дом – одно из многочисленных изобретений городского образа жизни начала 20 века. По сравнению с типами домов, существовавшими прежде – городские особняки, купеческие дома – доходный дом наиболее отвечал новому составу городских жителей. Был демократичен и позволял каждому найти свой образ жизни. Второй этаж, как правило считался самым респектабельным. Его обычно занимали состоятельные жильцы. Чиновники и студенты селились в верхних этажах.
Павел Иванович Иванов купец и владелец особняка и двух роскошных домов умер скоропостижно 29 апреля 192 года, так как не оставил после себя никакого завещания. После решения суда все это перешло к его вдове Надежде Антоновне Ивановой и детям, которые и владели им до 1917 года.
После революции пятиэтажный дом был перестроен под коммунальные квартиры и до сегодняшних дней используется как жилой дом. В трехэтажном особняке после революции располагалась школа. В 1973 году в связи с образованием Красногвардейского района, дом был предан районному отделу народного образования и в этом качестве используется и до сегодняшнего дня.
Э К С К У Р С И Я
Тема: Пушки крепости Ниеншанц.
Учитель: Сердюк Ольга Леонидовна
Время проведения: 25.11.2003.
Класс: 5»В»
Санкт-Петербург
Школа интернат №1 для слепых и слабовидящих детей Красногвардейского района
2003
3. Охта – едва ли не самое старинное название в нашем городе. Так издавна называется обширная территория по берегам реки Большая Охта, которая делит её на две части: Большую Охту на правом берегу реки и Малую Охту – на левом.
Название местности дала, безусловно река. В старинных шведских источниках она именовалась Сварта, что значит в переводе с шведского –черная. Первое упоминание о реке Охте встречается в Новгородской летописи около 1300 года. Название «охта» принадлежит к карело-финскому говору и означает «медведь», т.е. река Охта значит Медвежья речка.
В 12 и 13 веках шведские феодалы неоднократно пытались захватить невские берега, но до 1300 года им это не удавалось. В мае 1300 года большой шведский флот вошел в устье Невы. Шведы решили закрыть выход из Невы, построив в её устье крепость .Место для неё было выбрано на небольшом мысу при впадении в Неву реки Охты. Рядом с крепость стали строить торговый порт, так как Нева в этом месте имела достаточную глубину для того, чтобы суда могли подходить к самому берегу. Вскоре были возведены стены и восемь башен с бойницами. Между Невой и Охтой прорыли глубокий ров. Крепость была названа – Ландскрона – Венец земли.
Закончив строительство крепости, шведы ушли обратно, оставив здесь
сильный гарнизон. По дороге они грабили население и сжигали деревни. После ухода шведского флота гарнизон Ландскроны оказался в трудном положении. Припасы гнили от сырости, начались болезни, гарнизон ослаб. Поэтому незваные гости недолго хозяйничали на берегах Невы. Всего через год 18 мая 1301 года появилось новгородское войско во главе с сыном Александра Невского Андреем. После нескольких дней осады русские воины пошли на штурм, крепость пала и русские воины сравняли с землей даже холм, на котором стояла крепость.
Снова Швеция вступила в борьбу за господство на Балтике в конце 16 века. К Швеции отошли города Нарва, Ям (Ямбург, с 1922 года – Кингисепп),
Ивангород и Копорье. В 1611 году шведы захватили приневскую территорию. На ижорской земле образовали генерал-губернаторство - Ингерманландию. Таким образом, исконно русские земли почти на столетие оказались в руках шведских захватчиков, выход к Финскому заливу для России был закрыт.
После заключения Столбовского мира шведы стали усиленно укреплять устье Невы. На месте поселения Канцы, основанного новгородцами еще в 1349 году на левом берегу реки Охты при впадении её в реку Неву, возвели крепость Ниеншанц.
В 1632 году город Ниен (новый) получил от шведского короля торговые привилегии. Его жители в конце 17 века имели до 100 кораблей и совершали поездки в Выборг, Нарву и другие города Швеции. От города ходил паром к русскому селению Спасскому (позднее на его месте построили
Смольный монастырь). От Спасского шла тропа на Большой Новгородский тракт (теперь Лиговский проспект). Так что в округе на берегах Невы раскинулось около сорока поселений. От нападений извне город защищала расположенная на мысу крепость Ниеншанц – Новое укрепление с шестью бастионами. Из Ниенштадта шведы вывозили в Европу русские товары: хлеб, лен, меха, пеньку, мед. Шведские власти незаконно задерживали русских купцов в Ниеншанце, брали с них пошлин вдвое больше чем полагалось.
Так продолжалось до начала 18 века.
Россия не должна была и не могла дальше оставлять берега Невы и Финского залива шведам, она должна была отвоевать исконно русский край.
Заключив с Турцией Константинопольский мирный договор в 1700 году,
Петр 1 переключил силы всей страны на борьбу со Швецией. Осенью 1702 года развернулись военные действия в истоках Невы. Около Шлиссельбурга, на правом берегу под руководством фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева сформировался корпус в 20 тысяч человек. По стариной торговой дороге 23 апреля 1703 года корпус выступил к Ниеншанцу. 26 апреля начали возводить осадные сооружения и расставлять артиллерию.
Пока строились земляные укрепления, 28 апреля Петр 1 с семью ротами семеновцев и преображенцев спустился от реки Охты до устья Невы,
где на острове Гутуевском оставил отряд под началом Михаила Шепотьева,
у которого был строгий приказ – не пропускать шведов на помощь осажденному Ниеншанцу.
29 апреля гарнизону крепости было предложено капитулировать. Комендант ответил отказом. 30 апреля начали артиллерийский обстрел Ниеншанца и 1 мая крепость капитулировала.
Военный совет определил, что крепость не может быть сильным оборонительным укреплением «понеже оный мал, далеко от моря, и место не гораздо крепко от натуры». Петр повелел срыть все укрепления и разрушить город.
По преданию, на месте захоронения русских воинов, погибших при штурме Ниеншанца, Петром 1 был посажен дуб. В канун 200-летия Петербурга он был обнесен оградой из крепостных пушек. Памятник, находившийся на территории нынешнего Петрозавода, не сохранился до наших дней – в годы войны вражеская бомба расщепила его ствол. Новое дерево, посаженое на месте прежнего, было снесено в 70-е годы при строительстве новых заводских корпусов.
Дуб с оградой из орудийных стволов на Охте был единственным памятником взятия Ниеншанца и тем далеким временам, когда еще не было Северной столицы.
Одним из подарков к 300-летию нашего города стало создание архитектурно-археологического памятника на месте одного из бастионов Ниеншанца. Инициатором этого выступил Северо-Западный институт наследия. Осуществление проекта стало возможно благодаря группе поддержки и спонсорам из Швеции, среди которых газета «Дагенс Индустрии».
Памятник представляет собой гранитный бастион, на котором установлены старинные орудия. Здесь же на мемориальной доске размещена информация о Ландскроне, Невском городке и Ниеншанце, а также выбита
Историческая карта города Ниена 1698 года. У бастиона сооружен гранитный макет исторической крепости в форме звезды. Внутри неё посажен новый дуб в знак преемственности эпох, как напоминание о богатом прошлом невских берегов.
4.
Таким образом, можно сказать, что существующая сегодня практика освоения городского пространства, позволяет взглянуть на город с иной точки зрения . Малые территории, такие как Охта, можно считать наиболее доступными для непосредственных личных наблюдений для детей , имеющих зрительную депривацию.
Для современного школьника в большинстве случаев город – это его окружение, он осваивает постепенно свой дом, улицу, на которой живет, дорогу до школы и обратно, т.е. небольшой кусочек городского пространства.
Экскурсии и образовательные путешествия позволяют современному школьнику выйти за границы освоенного пространства и расширить не только среду своего обитания, но и развить личность, творчески активную, познающую действительность, мыслящую самостоятельно.
Список использованной литературы:
1.Я.М.Ванюшина. Внеаудиторное образование – путь в новое образовательное пространство. Монография. СПб. 2003 – 224с.
2.О.Н.Захаров. Архитектурные панорамы невских берегов. Л.,Стройиздат, 1984 – 320с.
3.В.Я. Курбатов. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства Петербурга. СПб.1993 -383с.
4.Памятники архитектуры Ленинграда. Л.Стройиздат, 1975-576с.
5.Санкт-Петербург.Петроград.Ленинград. Энциклопедический справочник.М:БСЭ,1992 – 667с.
Следующая | Предыдущая | Комментарии (0)
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.